Гальванометр

Гальванометр – это очень чувствительный прибор, предназначенный для измерения напряжения или силы тока весьма малой величины. Гальванометр, также, часто используют для определения отсутствия тока в электрической цепи, в качестве, так называемых, нуль-индикаторов.
  Данные электроизмерительные приборы делятся на гальванометры постоянного или переменного тока.
  Гальванометр был изобретен в начале 20-х годов XIX века. Первые приборы имели довольно простое устройство и принцип работы. Они состояли из магнитной стрелки, которая, будучи подвешенной, внутри проволочной катушки, определенным образов реагировала на наличие или отсутствие электрического тока в цепи. В том случае, если тока нет – стрелка замирала в определенном положении, в соответствие с имеющимся магнитным меридианом. При появлении тока, стрелка откланялась, определяя, таким образом, величину измеряемого напряжения.
  Впоследствии было создано довольно много разновидностей гальванометра данной конструкции, которые очень широко применялись для разного рода физических исследований, в том числе и для изучения электромагнитных явлений.
  В конце 19 века был создан первый гальванометр с подвижной катушкой. Конструктивной особенностью гальванометра такого типа, являлся проводник с током, помещенный в постоянное магнитное поле, который и являлся подвижным элементом прибора, т.е. указателем.
  В зависимости от конструкции, гальванометры такого типа подразделяются на рамочные, петлевые или струнные.
  Рамочные гальванометры. Их подвижная часть представляет собой рамку с несколькими витками проволоки. Протекающий через рамку электрический ток, вступает во взаимодействие с магнитным полем. Вследствие этого создается вращающий момент, который вызывает отклонение подвижной части гальванометра, и, соответственно, перемещает стрелку указателя.
  По такому же принципу работают петлевые и струнные гальванометры. Единственное отличие заключается в строении их подвижной части. В случае петлевых – это проволочная петля из одного витка, а в струнных – подвижная часть представляет из себя натянутый провод.
  Существуют и другие виды гальванометров. Зеркальный, к примеру, обладает большей чувствительностью. В этом случае, на подвижной части располагается не стрелка, а небольшое зеркальце. Принцип работы зеркального гальванометра весьма прост. Луч света от осветителя падает на зеркало. В зависимости от положения подвижной части, он отражается под разным углом и падает на измерительную шкалу, определяя, таким образом, необходимые данные.
  Одной из разновидностей такого прибора, является гальванометр со световым отсчетом. В этом случае, для получения необходимой длины светового луча, применяют определенную систему зеркал, получая от них многократное отражение.
  Современные гальванометры позволяют определять самые различные показатели, связанные с величиной и напряжением тока. К тому же, это довольно высокоточные приборы.
  Для определения количества электричества при продолжительных (вплоть до 2-х секунд) импульсов тока, применяют баллистические гальванометры. При прохождении по обмотке прибора электрического импульса, возникает так называемый баллистический эффект, отбрасывающий подвижную часть. В результате указатель смещается с нулевого положения, и после нескольких колебаний возвращается обратно.
  Вибрационные гальванометры переменного тока предназначены для определения малых значений силы тока или его напряжения. Такие гальванометры снабжены специальным преобразователем переменного тока в постоянный. Принцип их работы тот же. Единственное отличие состоит в том, что подвижная часть подобных приборов имеет довольно низкий момент инерции.
  Термогальванометр – это одна из разновидностей гальванометра. Прибор предназначен для измерения переменного тока и снабжен термопреобразователем, состоящим из подвижной рамки в виде одного витка проволоки. Виток биметаллический, т.е. изготовлен из различных металлов. Таким образом, рамка представляет из себя термопару. У одного из сплавов, к которому подводится измеряемый ток, расположен нагреватель. При прохождении электричества, в петле возникает термоток, что и приводит её в движение, отклоняя от нулевого положения.